Культурно историческая характеристика - Культурно-историческая характеристика

Бабаян Культурология конспект лекций Раздел I ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Лекция 1. Структура и состав современного культурологического знания 1. Общая характеристика современной культуры Признаки современной культуры: Развитие информационных технологий, утверждение СМИ формируют общественное мнение и общественный настрой.

СМИ отражают внешнюю, потребительскую, бездуховную жизнь, создают определенные представления о мире, формируют разрушение традиционно ценимых качеств, обеспечивают эффект внушения. Современное общество называется информационным, т. Информационные процессы лежат в основе функционирования всех его систем.

Развитие средств массовой коммуникации усилило качество массовости, придало ему определенные черты социокультурного феномена.

Прибыль обеспечивается не через производство, а через обращение капитала, власть осуществляется путем специальных информационных операций, сама информация приобретает статус товара, становясь ценным объектом бизнеса. Постиндустриальная цивилизация — это цивилизация новых технологий.

Средства коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить. Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению феномена массового человека. Для феномена массового человека характерно:. Массовый человек — человек с массовым сознанием и в то же время индивидуалист. Человек воспринимает настоящую реальность посредством системы создания СМИ-мифов. Мифологизированность — характерная черта современной массовой культуры, пребывание в сфере мифов — характерная особенность жизни современного человека.

Одна из главных задач этой науки — выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Современные культурологические исследования являют собой большой комплекс научных дисциплин, различных направлений научной работы, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологией, научных школ и т.

Не приходится говорить о четкой или внятной структуре культурологического знания. Очень часто она носит предварительный характер. И тем не менее сейчас мы можем выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий. Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии изучающей общественную систему и культурологической науки.

Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции культурной политики и деятельности культурных инстинктов структур общества, связанных с культуройсоциокультурноепрогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации инкультурации личности вживания человека в общественно-культурную системуохрану культурного наследия.

В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии и др. Здесь мы можем выделить:. В-четвертых, это культурная антропология — область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых иных средств коммуникации общения, обмена информацией в различных культурах.

Интересы культурной антропологии не ограничиваются вышеозначенными вопросами. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии. Все эти направления культурологических наук можно назвать основными, или базовыми. Однако, кроме них, складываются и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований.

Многие из них приобретают особую важность. К примеру, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики изменения, развития культуры, морфологии образования системы видов и форм культуры, типологии изучения типов культур, герменевтики науки об истолковании культуры, культурных образцов и людей архетипов, парадигм, цинверсалий.

Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований. Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные культурные компаративные исследования. Система культурологических знаний находится в постоянном развитии. Это создало условие для формирования в данной области философских знаний многочисленных научных школ.

Они не только разрабатывали общий круг проблем, но и выработали оригинальные подходы к их решению. Риккий изучали различия между естественными и гуманитарными науками.

Их изыскания привели к тому, что главное из этих различий заключается в методах, используемых каждым их типов наук.

Культурно-исторические особенности — Студопедия

Естественные науки пользуются палеолитическими методами обобщают единичные факты и на этой основе выводят законы для этого типа явленийа гуманитарные науки используют идеографический метод он направлен на изучение не общего, а индивидуального, неповторимого в явлениях культуры, исторических событиях, личностях. В основу неокантианской философии культуры легла аксиология философское учение о ценностях. Шпенглера сосредоточилось на отношении культуры к изначальному бытию.

Дильтей показал значение герменевтики науки об истолковании в изучении культуры, разработал метод интуитивного понимания исторических историко-культурных феноменов.

Ницше рассматривал культуру как гармоничное единство двух начал: Он же пришел к выводу, что существуют два типа морали и религии: Новый импульс к развитию философии культуры дали идеи представителей психоанализа Й. Лакан и многие. Несмотря на то что психоанализ или фрейдизм возник как концепция психиатрии и психологии, у него довольно скоро обнаружился философский и культурологический потенциал.

Фрейд полагал, что культура по большому счету является продуктом бессознательных желаний и влечений человека, тем зарядом, который дает психическая энергия сексуального влечения — либидо.

Культурно-исторические особенности

Таким образом, культура появляется через сублимацию либидо, т. В формировании культуры важнейшую роль З. В поздний период своего творчества З. Фрейд пришел к выводу, что кризис культуры неизбежно порождается прогрессом самой культуры, т. Анализируя различия культур Запада и Востока, К. Их культурологические теории зависели от тех вопросов, которые разрабатывались этими направлениями. На сегодняшний день западная философия культуры занята поисками новых путей развития.

В России развитие философии культуры шло под влиянием идей европейской философии культуры, которые, однако, творчески переосмысливались российскими философами. В России развитие философии культуры обусловливалось не только западным интеллектуальным влиянием, но и глубокими корнями ее проблем в отечественной культуре.

Важнейшим этапом становления российской философии культуры стали споры западников и славянофилов в е гг. Чаадаева, в котором он поставил вопросы о роли России среди народов Запада и Востока, об оценке Петровских реформ, об отношениях российской и западной культур.

Философия культуры западников П. Россия рассматривалась западниками как европейская страна, отставшая в силу разных причин географического положения на окраине Европы, татаромонгольского ига и т. Образцом прогресса цивилизации для западников выступала Европа, и поэтому западники стремились всячески приблизить к ней Россию, полагая, что иначе она погрязнет в дикости и невежестве.

В этом конспекте оценка западниками Петровских реформ была в целом положительной. В отличие от западников, славянофилы А.

Русский народ и другие славянские народы виделись славянофилам именно такой самобытной цивилизацией, в основе которой лежит религиозно-нравственное начало, сформированное православным христианством. В то же время на Западе, считали они, господствует бездушное формально-юридическое начало.

Таким образом, Россия, по мнению славянофилов, молодая культура, которой предстоит свой собственный путь исторического и культурного развития. К реформам Петра i славянофилы относились в целом отрицательно, полагая, что они исказили свойства российской культуры. Возрождение этих свойств славянофилы считали возможным через религиозно-нравственное очищение и глубокое изучение истории народной культуры России, которая является хранилищем отечественной культурной самобытности.

Главной темой для них остается российская самобытность, суть которой они видят в христианском смирении. Историческая миссия России — объединить народы Европы в христианское братство. Поздние славянофилы полагали, что постижение национальной идеи возможно через изучение национального искусства.

Теоретически обосновал взгляды поздних славянофилов Н. Он критиковал идеи человечества, которое, по его мнению, является понятием отвлеченным и не имеет собственной истории.

Данилевский объявил культурно-исторические типы. Как и биологические организмы, культурно-исторические типы находятся в состоянии постоянной борьбы с внешней средой и друг с другом.

В течение — лет своего существования культурно-исторический тип проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. В их трудах нередко затрагивались проблемы философии культуры. Главные темы размышлений — религиозные, духовные основы различных типов культуры, философия искусства, новое осмысление особенностей русской культуры, ее сходства и отличия от культуры стран Европы. Философия культуры оказалась в условиях господства марксистского учения и диктата коммунистической идеологии.

Другая группа ученых, эмигрировавших из России Н. Социология культуры является научной дисциплиной, изучающей культуру с точки зрения социологии использующей все достижения современной науки об обществе. В данном контексте культура изучается как часть социальной системы, социальных отношений, как определенный социальный институт. На развитие социологии культуры оказали наибольшее влияние такие исследователи, как К.

Сама культура в данной дисциплине рассматривается не столько с содержательной, сколько с функциональной точки зрения. Социология культуры исследует роль или роликоторую играет культура в человеческом обществе. Это такие роли, как, например, воспитательная роль культуры ее педагогическая функцияориентация человека на определенную систему ценностей ценностно-ориентирующая или аксиологическая функцияроль культуры как необходимой предпосылки общения между людьми, обмена информацией коммуникативная функция и многие.

Социология культуры уделяет мало внимания содержанию истории культурных явлений. Они ее интересуют в основном как способ упорядочивания регуляции социальных отношений. К примеру, нормы морали, права, религиозные заповеди дают возможность смягчить противоречия между интересами разных общественных групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе могли бы разрешиться насильственным путем. Однако надо отметить, что культуре не всегда удается выполнять свои регулирующие функции, особенно в эпоху войн, революций, междоусобиц.

В такие периоды и сама культура переживает кризис и меняет свои формы. Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества классы, сословия, группы.

Общественные группы отличны друг от друга не только своими экономическими, политическими интересами, социальным статусом, но и целым рядом психологических и культурных особенностей самосознанием и самооценкой, идеологией данной группы, обычаями, традициями, нормами поведения, способами проведения досуга, использованием характерных слов и выражений, манерой одеваться, предпочтениями в искусстве и т.

Из всего этого складываются субкультуры, т. Иногда субкультуры порождаются не столько общественными, сколько возрастными молодежная субкультура или какими-то иными отличиями субкультуры сексуальных меньшинств.

Официальный сайт электронной библиотеки
pr-detective.ru © 2016—2017 Электронаая библиотека